Персональный сайт Гариповой Г. А. - Моя педагогическая философия

Три педагогических счастья.

    Добро нести, добру учить,
    Добиться цели через трудности
    Любовью истине служить –
    Я называю это мудростью.

                                                    А. В. Елисов.

Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектами моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока.

Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже об этом же мне скажет мой ученик, только другими словами: «Учитель должен быть больше чем учитель». Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог минус воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.

Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников!

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Следовательно, воспитательная цель на уроке самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете». Я нашел три канала нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через математику и через методику преподавания.

    В моей душе есть капелька рассвета,
    Задорный лучик среди темноты,
    И в нем одном вмещается планета
    Безмерной радости и светлой доброты.
    Давным-давно зимой, а может летом
    Или когда тоскливый дождик моросил
    Своей душой всем солнышком согретый
    В мое ты сердце лучик поместил.

Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, вратарь – дырка, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни». Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.Я рад, что могу, как А.В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлив тем, что повелевал счастьем».

Мой девиз: «Учись познанью лучше, терпеливей, чтоб становиться день за днём счастливой».

Мое педагогическое кредо

Что должен уметь, каким быть педагог,

Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?

Чтоб души свои не отдав никому,

Доверились дети ему одному?

- Всегда терпеливым, серьезным немного,

Вердикт вынося, не судить слишком строго,

Случайным словцом не задеть, не обидеть,

За всяким поступком мотив должен видеть.

Он должен корректным и грамотным быть,

Проблемы понять, а печали – забыть,

На творчество, радость ребят вдохновлять,

Поддержкой, вниманием их поощрять.

Он должен быть личностью мудрой и чуткой:

Уметь разрядить климат доброю шуткой,

Оплошности сгладить, успех поощрить,

Конфликты уладить, проступки простить.

Своей добротой незаметной, незримой

Создать атмосферу неповторимой

И легкой, воздушной, волшебной игры.

А может быть жизни?… Другие миры

Вдруг станут доступны, близки и понятны,

И смогут объять дети, что необъятным

Казалось… Чтоб к Грезам путь, Творчество, Жизнь

Вдруг в сердце ребенка теснее слились!

И чтоб возвращаясь из сказки чудесной

Во взрослую жизнь, кроме знаний полезных,

Ребенок которые здесь получил,

Он сам чище стал и других вдохновил.

Чтоб солнцу всегда он умел улыбаться,

И жизнь ощущать, и мечтам предаваться.

Чтоб искорка счастья – частичка тепла

Всегда и повсюду с ним рядом была!

И удовольствие от открытий, понятий, 

Что получал он во время занятий,

Светило б ребенку, как сказочный луч,

Сквозь жизни реальность и мрак серых туч!

Что должен уметь и кем быть педагог,

Чтоб в душу ребенка проникнуть он смог?

Но нет совершенству, все знают, предела.

Своими словами сказать я хотела,

Что нет аксиомы и догмы здесь нет –

Пока на земле светит солнечный свет, 

По-своему каждый вопрос понимает,

И каждый по-своему суть раскрывает.